фото недели
фраза недели
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой... Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.
А.С. Пушкин
Тбилиси в лицах: Александр Флоренский
Художник, коллекционер, один из основателей арт-группы «Митьки», куратор LICHT GALLERY.
Александр, что вас связывает с Тбилиси?
Моя семья родом из Тбилиси. Прадед, Александр Флоренский, родился в Грузии, был гражданским инженером, строил дороги и мосты, был замминистра путей сообщения по Кавказу. И дед здесь родился, а потом уехал в Ленинград учиться на инженера.
В первый раз мы приехали в Тбилиси еще в 1982 году, когда не было небоскребов, стеклянного моста, концертного зала в виде труб…
Во второй приезд, в 2007-м я познакомился с прекрасными грузинскими художниками, это тот редкий случай, когда за месяц набираешь друзей на много лет вперед. Сначала я думал, что буду приезжать в Грузию на месяц в году, потом на три, а сейчас уже почти год живу в Тбилиси.
Я много рисовал Грузию, людей, которых здесь встретил. В 2011-м вышла моя тбилисская азбука, позже грузинская — путеводители по местам Тбилиси и Грузии в целом.
Сейчас весь тираж уже разошелся, оригиналы были летом на нашей с Ольгой Флоренской выставке в тбилисской национальной галерее. На каждую букву алфавита я нарисовал место, которое мне нравится. В Тбилиси это улицы и дома Сололаки, Мтацминды, Авлабар.
Вы знакомы со многими известными людьми, а как получилось, что сам Резо Габриадзе нарисовал ваш портрет?
РЕЗО ГАБРИАДЗЕ «Портрет Александра Флоренского» 1997 бумага, цветная тушь
У портрета есть мистическая история, он нарисован Габриадзе за 18 лет до нашего знакомства, которое случилось в 2015 году. Я, разумеется, всегда знал о существовании Резо Габриадзе, но как-то не мог предположить, что он подозревает о моем существовании. На вопрос о том, каким образом такое могло случиться, батоно Реваз таинственно ответил, отведя глаза: «Не помню. Может быть по телевизору видел».
Вас знают, как одного из основателей питерской арт-группы «Митьки», расскажите про этот период. Как все начиналось и почему «Митьки» выстрелили?
Это могло бы остаться кухонным развлечение для нескольких людей: картинки и тексты на листочках в клеточку, но мы просто совпали со временем. Мои первые рисунки девушки распечатывали на принтере после работы, что было строжайше запрещено. Когда это выяснилось, все, включая оригиналы, отобрали и заперли в сейфе для разбирательства. К счастью, уже маячила «какая-то перестройка». Девушки поплакали и им рисунки и копии вернули. Так получились первые десять экземпляров книжки: я сделал копии рисунков, Шинкарев отстукал свои тексты на машинке. Мы решили, что продадим их по 10 рублей и будем богатые. Из своих пяти я продал только один экземпляр, а остальные раздарил по пьянке. Тот единственный экземпляр купил зажиточный поклонник: у него была машина «Жигули» и я помню, как он медленно на капот кладет по рублю: раз, два…девять. Смотрит на меня и спрашивает, может все-таки девять? А я так строго: — Нет, десять! И с этой десяткой в кармане я смог съездить в Новгород посмотреть на работы Феофана Грека, еще и на портвейн хватило.
Потом про нас написала «Смена», приехала ко мне в мастерскую журналист из «Юности», стали приходить люди с диктофонами, с телекамерами, кто-то просто с бутылкой и все завертелось.
На первой выставке даже нельзя было писать слово «Митьки», и я зашифровывал его в фамилии, выделил буквы другим цветом. Это был Дом Ученых, где проходили концерты Цоя, БГ. Потом пошли большие выставки, например, в Манеже – половина Союз Художников, половина нонконформисты, и мы среди них.
Вернемся в наши дни. Сейчас вы куратор LICHT GALLERY в Тбилиси, и сами отбираете художников и работы для выставки. Как это происходит?
Работы отбираются по очень простому принципу – то, что мне нравится. Я нескромно считаю, что хорошо разбираюсь в искусстве и умею отличать хорошее от плохого, причем на ранней стадии. Решение принимаю не только, кто будет выставлен, но и какие именно работы и как они будут развешены. У нас с хозяевами галереи Ритой и Даней Лихт, они граждане Израиля, к счастью полное взаимопонимание и общие художественные взгляды.
В Галерею самотеком приходят предложения от разных художников, сначала работы отсматривает Рита, потом я. Сейчас в галерее выставка Tatyana Trunova “Argentina”, а в марте будет выставка грузинской художницы, которую я никогда не видел. Муж принес пачку ее рисунков, она нигде не училась, при этом у нее потрясающие работы, такой условный Пиросмани наших дней.
Адрес LICHT GALLERY — Sololaki, 19 Galaktioni Tabidze, Tbilisi, время работы вторник-воскресенье с 16.00 до 20.00, вход бесплатный.
Беседовали с Александром Флоренским Анна Шапоренко и Людмила Левитина